ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ СОБАК, ИЛИ ПОЧЕМУ ГУМАННЫЙ ПОДХОД ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ.
АВТОР: ЮЛИЯ МИХАЙЛОВСКАЯ
Человек и собака живут вместе на протяжении уже около пятнадцати тысяч лет. Мы не располагаем точными данными, какие именно складывались взаимоотношения между людьми и собаками в давнюю пору, но что нам точно известно - собака приносила пользу древним людям, охраняя их кров, помогая добывать пищу, воспитывать детей, да и просто скрашивая им досуг. Мужчины в ту пору, в основном, занимались добыванием пищи, в чем им успешно помогала собака, но также собаки оставались с женщинами и детьми на хозяйстве. И, похоже, что собак специально этому всему не обучали и не принуждали, а между человеком и собакой складывались социальные партнерские отношения. Собаке добровольно хотелось служить человеку, помогать в хозяйстве - в обмен на сытость, ласку и теплый кров. Жизнь собаки в те времена была более вольной, она могла удовлетворить все свои видотипичные потребности - общаться с сородичами, валяться в тухлятине, грызть, охотиться, исследовать окружающий мир, и при этом быть рядом с человеком.
Люди со временем, все больше распознавая ценные качества собак, активно стали использовать их в военных действиях, караульных службах. Полагают, что более двух тысяч лет назад началась дрессировка собак, соответственно появлялись специалисты, для которых подготовка собак к службе являлась профессиональным ремеслом. В ногу со временем, вместе с расширением задач применения собак, развивались и методики обучения их для определенных видов службы. Таким образом, служебное собаководство получило свое развитие в мировой истории. В 40-е годы девятнадцатого века в Германии появились первые школы подготовки специалистов и дрессировки собак. Поэтому методы обучения, которые заложены в классической кинологии, мягко говоря, по-военному суровые, а требования к собаке - как к солдату-подчиненному. Собственно говоря, теперь понятно, почему так много упражнений связаны с послушанием собаки: было жизненно важно лежать по команде, ходить рядом с левой ногой, так как в правой руке у военных было оружие. Все еще усугубилось с появлением теории доминирования, и в итоге собак загнали в жесткие рамки и стандарты послушания, лишая их возможности реализовывать видотипичные потребности и применяя в работе негуманные методы, такие как: использование аверсивной амуниции, оказание социального давления, физические наказания.
Впрочем, к чему я пустилась в такую историческую давность? А к тому, чтобы объяснить, почему сегодня, когда собаки стали выполнять чаще роль компаньона, люди до сих пор находятся под влиянием устойчивых убеждений, что для воспитания питомца необходимо применять традиционную школу кинологии. Очень сильным и авторитарным было влияние классической кинологии на протяжении долгого времени, поэтому людям очень сложно перестроиться и начать доверять новым методам современной кинологии, которые основываются на различных научных исследованиях в области физиологии и психологии собак. Миф о теории доминирования в отношении собак давно разрушен, но до сих пор, по мнению большинства людей, можно добиться от собаки беспрекословного послушания исключительно силой, лидерством и наказанием, а не всеми этими похвалами и лакомствами, которые только посадят собаку вам на шею.
Здесь хочется отметить, что в современной кинологии, основанной на гуманном подходе, положительное подкрепление не является единственным инструментом в работе, в ее основе лежит многое: экологичное отношение к животному, учет его потребностей, умение слышать и понимать, установление доверия и контакта, а главное - это индивидуальный подход в обучении к каждой собаке.
Давайте разбирать и разрушать сложившиеся веками стереотипы. В этой статье хочу сравнить, чем современный подход в обучении отличается от классической кинологии, а также, в чем преимущества гуманной кинологии.
Традиционные методы обучения часто предлагают универсальные схемы обучения, в рамки которых необходимо «вписать» собаку. При этом собака может не вписаться в этот шаблон, и тогда от кинолога легко услышать вердикт: «Данная порода не обучаема», «Время уже упущено, возраст собаки не подходящий». Специалисты, которые работают в современном подходе, могут подобрать «ключик» к любой собаке, основываясь на принципах гуманности и благополучии собаки. Для каждой собаки будет своя схема, четко продуманная, тщательно спланированная и при этом гибкая в случае, если в процессе что-то не получается у собаки или тренера.
Например, мы хотим научить собаку включать и выключать свет, при условии, конечно, что выключатель находится в доступном расположении для собаки. Современный подход может предложить как минимум 4 способа обучения данному навыку, в зависимости от индивидуальных и породных особенностей, темперамента и предпочтений собаки - ученика, проанализировав, к чему собака больше склонна, уверенная ли она или робкая в своих действиях, какая у нее потребность, мотивация.
Давайте коротко рассмотрим все эти способы.
1 способ. Научить собаку дотрагиваться носом до своей ладони, а после того, как собака научиться это стабильно делать, ввести название навыка и перенести действие на выключатель.
2 способ. Наведением и подлавливанием. Размещаем вкусняшку рядом с выключателем, подлавливаем и поощряем нужное нам действие (собака носом или лапой переключила тумблер выключателя).
3 способ. Социальное научение или методика «Делай как я» - это самая веселая и позитивная методика обучения, как для собаки, так и для человека. Показываем собаке идею обучения на знакомых собаке действиях, предлагая повторить ей, то что мы делаем сами. И в итоге просто показываем собаке процесс выключения/включения света, а она повторяет за нами. Иногда это может получиться и без специальной подготовки.
4 способ. Применяем когнитивное научение. Шейпингом обучаем делать собаку нужное нам действие, а именно, обозначаем маркером каждый правильный шаг собаки в нужном нам направлении. При этом, у собаки может случиться инсайт, и она сама поймет, что от нее ждет хозяин - такое бывает, когнитивные способности собак иногда просто поражают!
На тему когнитивных способностей собак хочу поделиться своим случаем из жизни. Как-то мы проводили время со своей собакой Бэйли у озера, и у меня с мостика упал пакет с лакомствами, приблизительно метра три от берега. Я попросила Бэйли достать пакетик из воды, для этого ей необходимо было бы прыгнуть с мостика в озеро и оказаться по грудь в воде. Бэйли особо не любительница водных процедур, она стояла на мостике и смотрела на плавающий пакетик в озере, и никаким образом не хотела спасать свои вкусняшки. Я долго побуждала ее сделать это, произнося различные команды: «взять», «принеси», «прыгай». И когда я уже разочаровалась и даже упрекнула Бэйли, что она глупая и не понимает, что она лишается своих вкусняшек, Бэйли с невозмутимым видом спокойно сошла с мостика на берег, обогнула мостик и взяла драгоценный пакетик, который прибило прибоем почти к берегу. И тут я поняла: кто из нас глупый, так это я, а Бэйли просто дождалась лучшего момента и, не прыгая в воду, сделала, то что я ее просила.
Есть еще очень важный момент. Когда мы хотим научить чему-то собаку, то нужно задать себе вопросы: «Для чего этот навык нужен? Приносит ли он пользу собаке, человеку? Не наносит ли он вред здоровью питомцу физического или психологического характера?» И если ответы на эти вопросы совпадают с гуманными ценностями, а сам навык понятен для собаки, то тренировка, опять же, будет проходить более эффективно. Например, команда «рядом» в нормативах общего курса дрессировки предполагает хождение собаки рядом с левой ногой человека, при этом голова собаки высоко поднята и шея вывернута неестественным образом на хозяина. Как вы думаете, комфортно ли собаке выполнять это упражнение? Или умение собаки оставаться на выдержке по полчаса и более, принесет ли этот навык пользу собаке или может ввергнуть ее в стресс? На просторах интернета есть различного рода видео, где собаки скачут рядом с хозяином на двух лапах, со стороны выглядит мило, но многие ли задумываются, какой вред может нанести здоровью собаки этот навык?
Шведский психолог, один из основоположников зоопсихологии Андерс Халлгрен, доказал эффективность тренировки собак-ассистентов, используя в основе социальные партнерские отношения между собакой и ее человеком. Он предложил изменить процесс обучения таких собак. А именно, чтобы вместо подготовки в специальных школах, после которых обученных собак в качестве ассистентов отдавали людям с ограниченными возможностями, учить будущего хозяина самостоятельно тренировать свою собаку. Тем самым, Андерс Халлгрен изменил систему обучения в лучшую сторону, показав, что собака эффективнее обучается, когда она не просто механически выполняет определенное действие, а использует свои когнитивные и эмпатические способности, осознанно стремясь к какому-то ценному результату. Также собаке проще понять, что надо подать какой-то предмет, толкнуть коляску или сделать что-то еще, когда установлен контакт и доверие с ее человеком, которому необходима помощь.
В принципах современной кинологии заложено экологичное, бережное отношение к физическому и ментальному здоровью собаки. Во время тренировки собака должна быть, в первую очередь, физически здорова, не находиться в хроническом стрессе, а также не быть голодной. Тренировочные сессии - небольшие по времени, с частыми перерывами между тренировками, что дает собаке возможность не перегружаться и находиться в оптимальном состоянии. Мотивация подбирается под каждую собаку индивидуально, для чего анализируются предпочтения собаки и составляется рейтинг мотиваций. Наградой для собаки может быть не только лакомство и похвала, но и игра в любимую игрушку, общение с сородичами, поход в зоомагазин или плавание в озере.
Что, к сожалению, не скажешь о традиционной кинологии, где очень часто используются аверсивные методы в работе. На собаку во время тренировки оказывается социальное давление, механическое воздействие, а также часто используется депривация. Требования кинологов к тренировкам - работать с собакой исключительно в ошейнике, а не шлейке - таким образом используется положительное наказание, если собака не выполняет то, что от нее требуется. Где-то я недавно услышала высказывание одного кинолога, что рывки, или как мягко называют «рывочки», за поводок, пристегнутый к ошейнику, не наносит вред физическому состоянию собаки, это можно сравнить с тем, когда человек тебя не слышит, а вы догнали его и похлопали по плечу. Я считаю, что это неравнозначное сравнение, хотя и по плечу неожиданно тоже не совсем приятно получить. Собаки, как и люди, испытывают физическую боль, попробуйте взять свою шею в кольцо из пальцев, даже не оказывая особого давления, можно прочувствовать дискомфорт из-за давления на дыхательные органы, что говорить, если будет еще оказываться дополнительное механическое воздействие в виде рывков. Мало того, что используя ошейник, можно нанести физический вред собаке, но также это может привести к проблемам с поведением, которые очень часто связаны со здоровьем собаки. Очень полезно почитать книгу Андерса Халлгрена «Проблемы поведения – или боль в спине?», где приводятся интересные данные исследований, проведенных в Швеции.
Частой рекомендацией в классическом подходе можно услышать, что собака во время тренировки должна быть голодной, для этого необходимо задолго ее не кормить или кормить только за хорошее поведение и выполнение команд, объясняя тем, что это развивает пищевую мотивацию и ориентацию на хозяина, а то, что собака не ест из миски в нормальных домашних условиях по расписанию - не страшно, у собаки заложено видотипичное поведение добывать пищу, и ей это идет только на пользу. Но в естественных условиях у собаки есть выбор, когда и как добывать себе пищу, а не быть зависимым от внешних факторов. Поэтому депривация часто приводит к проблемам в работе желудочно-кишечного тракта собаки и возникновения различных психологических проблем, связанных с отношением к еде, такие как: защита ресурсов, подбор на улице, поедание несъедобных предметов, избыточное возбуждение при виде еды.
Еще одним различием между традиционным и современным подходами является то, какие акценты делаются во время обучения. Часто кинологи в классическом подходе хотят сделать собаку послушной и удобной для человека, зацикливая ее на хозяине, манипулируя игрой и лакомствами, что не дает собаке развиться как личности - идет акцент на потребности человека, иногда в ущерб благополучию собаки. Собака становится полностью зависима от человека, не способна принимать собственные решения, что может привести даже к выученной беспомощности. Современный подход в обучении основывается на социальном партнерстве, что способствует укреплению связи, повышению контакта человека и его собаки, также дает собаке интеллектуальное развитие, повышение ее когнитивных способностей, укрепление уверенности, а соответственно, здорового физического и психологического состояния собаки.
Также многие считают, что обучение по стандартам классической школы дает быстрый результат. «Волшебный кинолог» быстро продемонстрировал сам или объяснил эффективный метод, как сделать моментально собаку послушной, применяя в основе обучения и взаимодействия с собакой принципы теории доминирования. И - о чудо! Собака стала идеальной, начала слышать хозяина, выполнять команды, только что пирожки не печет. Но в этом «послушном поведении" есть обратная сторона медали - собака находится в хроническом стрессе, что негативно сказывается на ее способности обучаться новому и сохранять свое послушание в стабильном состоянии (низкий самоконтроль, острое реагирование на раздражители, плохое самочувствие, в целом). В итоге последствия такого обучения вытекают в проблемы поведения, такие как: нечистоплотность, агрессивное поведение к сородичам и членам семьи, и многое другое. Гуманный подход не делает ставки на быстрое обучение, возможно, потребуется время, чтобы найти индивидуальный подход к собаке, но результат себя оправдает - вы получите не только отлично обученную и когнитивно развитую собаку, но еще ментально здоровую собаку без проблем в поведении. Основа - социальное партнерство, благополучие и высокое качество жизни собаки и ее человека.
Хотите маленький секрет? Чтобы собака все схватывала на лету, тренеру самому надо находиться в хорошем настроении. Мы знаем, что собаки - очень чувствительные создания, и прекрасно считывают наше настроение. Многим людям в глубине души не нравятся насильственные методы классической кинологии, но, вроде бы, нужно придерживаться правил, ведь надо воспитать идеальную собаку, поэтому сама тренировка может вызывать раздражение и плохое настроение, что однозначно мешает собаке освоить новый навык. В современном же подходе тренировка проходит в позитивном настроении и приносит взаимное удовольствие как тренеру, так и собаке, что повышает в разы эффективность обучения.
Возможно, кто-то из вас сейчас стоит на пути выбора, каким методом обучать и воспитывать свою собаку, надеюсь, что эта статья вам поможет окончательно принять осознанное и верное решение!